ПАМЯТКА НА ЛЕТО
Уважаемые родители!!!
Впереди лето – пора отпусков, детского отдыха.
Родителям детей, имеющих речевые нарушения, и летом нельзя забывать о своих проблемах. Важно помнить, что сформированные в течение года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки, выученные стихи, пальчиковые игры) за летний период могут как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и потеряться.
Если ребенок лето проводит в непосредственной близости с родителями, владеющими приемами логопедического воздействия, то можно снизить интенсивность занятий, но не забывать о них совсем.
Если ребенок уезжает на лето, например, к бабушке, то необходимо бабушку предупредить о ваших проблемах, предоставить материал по закреплению речевых навыков (домашние логопедические тетради, копии выученных стихов, пересказов и т.д.) и убедительно, доходчиво объяснить близким, как важны для ребенка эти упражнения и игры. Закрепление звуков в речи – это тренинг: чем больше количество повторений, тем быстрее и качественнее идет введение звуков в речь ребенка. Другими словами, формируется привычка правильного произношения.
В логопедической практике много случаев, когда летний период «отбрасывает» положительные результаты коррекции на несколько шагов назад. После продолжительного отпуска часто ребенок приходит с прежними речевыми проблемами. За время отдыха он потерял сформированные навыки, недостаточно закрепленные. Логопеду и ребенку приходится начинать все сначала, а хотелось бы двигаться дальше!
Помогите своему ребенку в его развитии,
в преодолении трудностей!
- Дайте возможность ребёнку хорошо отдохнуть.

– Следите за поставленными звуками, добивайтесь правильного произношения. Иначе проделанная за год работа может пойти насмарку: “недоавтоматизированные” звуки могут “потеряться” (исчезнуть из громкой речи), тогда необходимо будет работу с логопедом начинать заново.
– Исправляйте неверно произнесённые ребёнком слова: “баРеЛина” вместо “балерина”, “аквария” вместо “аквариум”, “велик” вместо велосипед. Поправляйте речь ребёнка СПОКОЙНО, произнося слово верно, не требуйте СРАЗУ повторить слово правильно. Главное, обратить внимание на неверное произношение!
– Вместе с детьми читайте художественные произведения, обсуждайте прочитанное, задавайте вопросы ребёнку, поясняйте значение незнакомых ему слов. Сочиняйте свои сказки (можно делать это вместе, можно также соревноваться в сочинении сказок, рассказов и т.д.), опираясь на увиденное и жизненный опыт ребёнка. В конце дня, при свете ночника попросите ребёнка поделиться впечатлениями о прожитом дне, увиденном за день. Обменяйтесь с малышом своими впечатлениями, это сделает вас эмоционально ближе.
– Расширяйте словарь ребёнка новыми словами.
Поездки в отпуск, поход в лес, выезд в сад, в деревню, выходы в театр, цирк, экскурсии в музеи – всё это способствует накоплению словаря. Делитесь с ребёнком впечатлениями об увиденном и услышанном, об удовольствии работать в саду и предвкушении получения урожая. Закрепляйте названия растений (ягод, деревьев, овощей и т.д.), явлений природы (гроза, ливень, туман, роса и т.д.), животных (насекомых, пресмыкающихся, земноводных и т.д.).
– Следите за грамматическим оформлением предложений (особенно в старшей и подготовительной к школе группе): употреблением и пониманием предлогов, порядком слов в предложении, согласованием слов.

– Рисуйте карандашами и красками, лепите из пластилина и солёного теста, работайте ножницами. Помните, что всё это развивает тонкую моторику. Исследования учёных показывают, что воздействие на мелкие мышцы рук влияет на развитие речи. Ребёнок плохо рисует, не проявляет интерес к рисованию или другим видам деятельности – это сигнал к тому, что в школе у такого ученика могут появиться проблемы.
ВЫПОЛНЯЯ ЭТИ РЕКОМЕНДАЦИИ, ВЫ ВНОСИТЕ БОЛЬШОЙ ВКЛАД В РАБОТУПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРАВИЛЬНОЙ И КРАСИВОЙ РЕЧИ, ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ ЗАЛОГОМ БУДУЩЕГО
УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ.
Рекомендации логопеда для родителей на осенний период.
На прогулке понаблюдайте с ребёнком за осенними изменениями в природе.
Дети должны знать:
- названия осенних месяцев;
- основные приметы осени;
- что происходит с деревьями, как изменилась трава;
- значение слова «листопад»;
- что делают осенью животные и птицы;
- чем занимаются люди;
- какие подарки людям принесла осень;
- почему об осени говорят «золотая».
Дидактические игры и упражнения
1.Игра «Назови ласково»
дождь-дождик
солнце — солнышко,
лужа — лужица,
дерево — деревце,
ветер — ветерок,
лист — листочек,
туча — тучка,
лес — лесок,
птица — птичка.
2.Игра «Один — много»
Дерево — деревьев,
дождь — дождей,
фрукт — фруктов,
лужа — луж,
овощ — овощей,
урожай — урожаев,
листья — листьев,
сад — садов,
птица — птиц,
огород — огородов,
слякоть — слякоти,
зонт — зонтов,
лес — лесов.
3. Упражнение «Назови, какая погода?»
Какая погода бывает осенью, если идет дождь? — дождливая,...
дует ветер — ветреная;
если на улице холодно, какая погода? - холодная;
если пасмурно -пасмурная;
если ... сыро - сырая;
если ... хмуро - хмурая;
если... солнечно -солнечная;
если... ясно - ясная.
4.Упражнение «Сосчитай до пяти»
Один осенний день — два осенних дня,...
Одна черная туча — ...
Одна маленькая лужа — ...
Один красивый зонт — ...
5.«Назови листья»
У клена — кленовые,
у березы —...
у ивы —...
у тополя —...
у рябины —...
у дуба —...
у липы —...
Приятного времяпрепровождения!
Советы логопеда
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА:
«Лето красное пришло»
Уважаемые родители! Закрепить представления о времени года «лето», явлениях природы, особенностях летнего периода вам помогут следующие задания:
1. Активизировать словарь по теме
Слова-предметы:
Лето, солнце; ветерок, гроза, радуга, роса; запах, цветы, ягода, гриб, хлеб, урожай.
Утро, день; жара, засуха, осадки, ливень, гром, град, молния; заря, закат; сенокос, коса, грабли, косилка, зерно; рыбалка, рыбак; купание, загар.
Год, сезон, месяц, сутки, июнь, июль, август; зной, солнцепёк, прохлада; отпуск, отдых, поход, пляж; жатва, созревание, сноп, косец, хлебороб.
Слова-признаки :
жаркое, знойное, летний, долгожданный, солнечный, ягодный, прохладный, ясный, красочный, наливной, ароматный, душистый, ласковый .
Слова-действия:
отдыхать, загорать, купаться, ловить, пахнуть, собирать, созревать, пригревать, путешествовать, нырять, плавать, наливаться, колоситься, жать, сохнуть вянуть, убирать, косить, сеять, благоухать
Наречия:
рано, поздно, жарко, облачно, красочно, ясно, солнечно, дождливо, сухо, ярко, ароматно, прекрасно.
Летние месяцы: июнь, июль, август.
2. «Один - много»
дождь - дожди гроза - грозы
радуга - радуги молния - молнии
река - реки мяч - мячи
ягода - ягоды гриб - грибы
фрукт - фрукты овощ - овощи
3. «Назови ласково» (с существительными по теме)
солнце - солнышко ягода - ягодка
гриб - грибок мяч - мячик
ведро — ведерко дождь - дождик
4. «Скажи наоборот»
Осенью небо низкое, а летом ….высокое
Осенью солнце тусклое, а летом … яркое.
Осенью ветер холодный, а летом … тёплый.
Осенью день короткий, а летом … длинный.
Осенью люди одеваются тепло, а летом …легко.
Осенью люди урожай собирают, а летом люди урожай … выращивают.
5. Игра «Подбери слово»
Какое лето — жаркое, знойное, холодное, теплое, дождливое, сырое, замечательное, красное, зеленое, веселое, урожайное, длинное, короткое, долгожданное, яркое, разноцветное, радостное.
Солнце летом (какое) — желтое, жаркое, яркое, теплое.
Небо летом (какое) — голубое, яркое, светлое, безоблачное, грозовое.
Облака летом (какие) — высокие, белые, голубые, грозовые, дождевые.
Трава летом (какая) — зеленая, душистая, высокая, низкая, мягкая.
Вода летом (какая) — теплая, прохладная, приятная, освежающая.
Дождь летом (какой) — теплый, долгожданный, проливной, короткий, затяжной.
День летом (какой) – летний, жаркий, знойный, тёплый, солнечный, безветренный, погожий, дождливый, ясный, пасмурный.
Дети летом (какие) — веселые, радостные, забавные, шумные.
6. Игра «Очень сложные слова»
Сено косит – сенокосилка
сено сушит – сеносушилка
сено косят – сенокосы
зерно сушит – зерносушилка
гром отводит – громоотвод
солнце печёт – солнцепёк
Приятного времяпрепровождения!
Советы учителя – логопеда МДОУ «ДС№29
Сундиевой Е.Г.
«По дороге в детский сад»
(Речевые игры по дороге в детский сад)
Играть и заниматься с ребенком можно не только за столом дома, но и по пути в детский сад. Уважаемые родители, превратите дорогу в детский сад в игру познавательную, развивающую, интересную, как для Вас, так и для вашего ребенка. Игру, которая поможет пробудить его речь и мысли.
Игра «Кто или что может это делать?» (систематизация словаря)
Взрослый называет действие, а ребенок подбирает предметы. Например, слово « идет»- ребенок подбирает «девочка идет, мальчик идет, кошка идет, снег идет и т. д.» Подберите слова к глаголам «стоит, сидит, лежит, бежит, плавает, спит, ползает, качается, летает, плавает»…
Игра «Что на что похоже» (развитие связной монологической речи, развитие творческих способностей ребенка)
Ребенку предлагается подобрать похожие слова (сравнения)
Белый снег похож на…(что?)
Синий лед похож на…
Густой туман похож на…
Чистый дождь похож на…
Блестящая на солнце паутина похожа на…
День похож на…
Игра «Что для чего» (активизация в речи сложных слов). Взрослый предлагает вспомнить, где хранятся эти предметы: хлеб – в хлебнице, сахар – в сахарнице, конфеты – в конфетнице, мыло – в мыльнице, перец - в перечнице, салат – в салатнице, суп – в супнице, соус - в соуснице и т. д.
Игра «Говорим и думаем» (закрепление многозначности слова). Иногда мы говорим одинаковые слова, но думаем о разных предметах. Найдите в стихотворении слова, которые звучат одинаково.
В чужой стране, в чудной стране,
Где не бывать тебе и мне,
Ботинок с черным язычком
С утра лакает молочко.
И целый день в окошко
Глядит глазком картошка.
Бутылка горлышком поет,
Концерты вечером дает.
И стул на гнутых ножках
Танцует под гармошку. (И. Токмакова)
Вспомните, применительно к каким предметам используют слова: ручка, коса, ключ, глазок, ножка, язычок…
Игра «Вместе веселей» (систематизация словарного запаса.). Добавь одно слово, которое подходит к двум словам. Мама, сын (дочь) – что делают? Летит, клюет – кто? Дерево, цветы – что делают? Сидит, стоит – кто? Кошка, собака – что делают? Льется, журчит – что? Шумит, дует – что? Дождь, снег – что делают?
Игра «Цепочка слов» (закрепить умение выделять первый и последний звук в слове). Взрослый и ребенок по очереди называют любые слова. Например: кошка – автобус – сок – куст – танк – капуста - ...
Игра «Веселый счет» (согласование числительного с существительным и прилагательным). Вокруг много одинаковых предметов. Какие ты можешь назвать? (дома, деревья, листья, лужи, сугробы, столбы, окна..) Давай их посчитаем. Один кирпичный дом, два кирпичных дома, три кирпичных дома, четыре кирпичных дома, пять кирпичных домов и т. д. (Каждый день можно подобрать разные определения к одному слову. Например: кирпичный дом, высокий дом, красивый дом, многоэтажный дом, знакомый дом…).
Игра «Подружи слова» (образование сложных слов): листья падают – листопад, снег падает – снегопад, вода падает – водопад, сам летает – самолет, пыль сосет – пылесос.
Игра «Все сделал» (образование глаголов совершенного вида). Скажи, как будто ты уже все сделал (сделала): мыл – вымыл, вешает – повесил, одевается – оделся, прячется – спрятался, гладит – погладил, стирает – постирал, рисует – нарисовал, пишет – написал, поливает – полил, ловит – поймал, чинит – починил, красит – покрасил, убирает – убрал, строит – построил.
Игра « Ты идешь, и я иду» (закрепление в речи глаголов с разными приставками). Ты выходишь, и я выхожу; ты обходишь, и я обхожу и т. д. (подходить, заходить, переходить…) Можно по аналогии использовать глаголы «ехать», « лететь».
Игра «А что, если…» (развитие связной речи и мыслительных процессов). Взрослый начинает фразу, ребенок заканчивает. А что произошло, если бы не было ни одной машины… А что произошло, если бы не было птиц… А что произошло, если бы не было конфет… А что бы произошло, если бы было все вокруг твоим… (И т. д. возможно придумать различные варианты).
Игра «Найди дерево» (выделение признаков деревьев: общая форма, расположение ветвей, цвет и внешний вид коры). Рассмотреть и научиться рассказывать о деревьях и кустарниках, которые встречаются по дороге в детский сад.
Игра «Как можно…» (расширение и активизация словаря). Взрослый спрашивает: «Как можно играть?» Ребенок отвечает: «Весело, интересно, громко, дружно…» Другие вопросы: - Как можно плакать? (Громко, тихо, жалобно, горько…) - Как можно мыть посуду? (Хорошо, плохо, чисто, быстро…) - Как можно пахнуть? (Приятно, вкусно, аппетитно, нежно…) - Как можно быть одетым? (Аккуратно, небрежно, модно…) - Как можно смотреть? (Ласково, зло, внимательно…).
Игра «Исправь предложение» (исправление смысловых ошибок в предложении).Взрослый произносит неправильное предложение, а ребенок исправляет. Жук нашел Сашу. (Саша нашел жука.) - Пол бежит по кошке. - Наташа жила у ежика. - Снежная баба лепит Ваню. - Катя ужалила осу. И т.д.