муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №29"

 

музыкальные руководители

 

 

   -Театральная деятельность в ДОУ-

   -Спектакль "Мешок яблок"-

                                                                                                                                     

 

               Конспект  интегрированного занятия по теме «Весёлая ярмарка»

Цель занятия: формирование у детей целостного представления о   ярмарочных гуляниях на Руси. Обогащать детей музыкальными впечатлениями, создавать у них радостное настроение.

Задачи:

 

Обучающие :

- формировать систему знаний о русской народной традиции, проведения ярмарочного гуляния;

- познакомить детей с традиционными героями ярмарок;

- закрепить знания РНП « Где был Иванушка?»

- закреплять умение составлять узор на силуэте, используя элементы городецкой, гжельской, хохломской росписи.

- поддерживать интерес к народному творчеству и к региональной культуре края.

 

Развивающие :

- развивать музыкальные способности детей: учить ритмично играть на различных шумовых инструментах; петь естественным голосом, без напряжения, напевно, ритмично, выразительно двигаться под музыку

- развивать художественный вкус, фантазию, творческое мышление, память,

- развивать  эмоциональную выразительность речи детей, двигательную активность, позитивный  тон к восприятию

- укреплять физиологическое дыхание детей

 

Воспитывающие :

- воспитывать интерес и любовь к русским народным традициям и обычаям

- воспитывать уважительное отношение друг к другу.

  Материалы к занятию:

- русские народные , казачьи костюмы 

- короба с товарами                                                                                                          

           -предметы народных промыслов – с городецкой,  гжельской, хохломской                                                               

       росписью

     - ворота из картона украшенные народными мотивами

 

               -2 лошадки на палочках ,2 платочка, лапти , самовар, угощение                                                                                                   -корзина с вертушками, корзина с игрушками - курицы,  утки, барашка                       -ширма, куклы- Петрушка, Купец.                        

          -музыкальный центр, фонограммы , шумовые инструменты, синтезатор

     - силуэты из картона , клей, кисти, трафареты и шаблоны, цветная бумага                                                                                                                   

 Методы:

Словесный:

  -рассказ педагога о русской традиции проведения «ярмарочных гуляний».

Наглядный:  -показ педагогами традиционного кукольного представления; показ ритмического рисунка словесно-двигательной игры,   игра на шумовых     инструментах; исполнение  песни педагогом.

 Репродуктивный:  -неоднократное повторение определённых действий детьми.

Дифференцированный:

 -работа с группой детей, составленной с учётом наличия у них каких – либо значимых для учебного процесса общих качеств.

-личностно – ориентированный:

 -индивидуальный подход к каждому ребёнку.

Стимулирующий:  -состязательность, поощрение, создание ситуации успеха.

Музыкальный ряд:

1 Песня «Ярмарка» в исп. ансамбля «Русская душа»

2 Песня « Золотая ярмарка» в исп. Л.Николаевой

3 РНП « Где был Иванушка?»

4 Танец « Коробейники» (движения авторские)

5 Танец « Грушевские казаки» муз. В.Чернявского (движения авторские)

6 Ритмопластика  « Шла Маруся» (движения авторские)

7 Песня « Казак клинком побреется» муз.В.Чернявского

8 Русские народные мелодии в исп. оркестра народных инструментов 

Звучит в записи русская народная мелодия . Дети в русских и казачьих костюмах входят в зал. Музыкальный руководитель: Ребята, давайте поприветствуем друг друга веселой игрой.

( словесно-двигательная игра О. Арсеневская «Добрый день») 


В этот день чудесный, - поочередно руки вперёд, ладонями вверх
Добрый день! - 2 хлопка + 1 шлепок по коленкам
Дружно поздороваться - поочередно руки вперед…
Нам не лень! - 2 хлопка + 1 шлепок по коленкам
Руки ты протягивай, - Движения повторяются…
Не зевай!
И в игру веселую
Поиграй!

 

Муз.рук.-ль: Издавна любили на Руси после хорошей работы повеселиться. Рождество, Масленица, Троица… много любимых праздников было на Руси. Но были и особые праздники, на которых могли люди на других посмотреть и себя показать, товары продать и  купить что-нибудь для хозяйства, посмотреть весёлые представления. На ярмарках выступали бродячие актёры, там можно было познакомиться с весёлым Петрушкой, увидеть настоящего живого медведя, исполнить любимые песни , принять участие в  забавах, играх и состязаниях, покататься на санях или каруселях. И сегодня мы свами устроем весёлую ярмарку! Вот только товара для продажи мало, поможете мне его подготовить?   Как на Руси водится – вместе дело спорится, а врозь, хоть брось.

Вос-ль : Конечно поможем , правда, ребята? Мы уже знакомы с народными промыслами и их особенностями. Сейчас примемся за работу. Делу – время, а потехе – час!

Давайте посмотрим что за этим столом ? Вам знаком этот промысел?

    Коль на досточке девица

    Иль удалый молодец,

    Чудо-конь и чудо-птица –

    Это значит… (Городец)   

 - Как вы думаете, а из чего эти  изделия сделаны? (из дерева)

 -Значит они какие?  (деревянные)

 - А какие элементы узора вам знакомы? (купавки, розаны , листья ,птицы)

        ( переходят к следующему столу)

А это,что за промысел? Да мы словно в синюю сказку попали!

Вопросы к детям:

      -  Знаком ли этот промысел вам?      (Да, знаком. Это гжель)

      -  А как вы догадались, что это гжель?  (По цвету росписи, и узорам)

      - А кто из вас про гжель  стихотворения помнит?

 

реб. -Синяя сказка – глазам загляденье,

         Словно весною капель.

         Ласка, забота, тепло и терпенье –

         Русская звонкая Гжель!

       ( подходят к третьему столу)

 

-У красы точёной – сарафан парчовый                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    По волнам узоров яхонты горят                                                                                     Что за чародеи матрёшечку одели                                                                                В этот несказанный праздничный наряд?

      -  Ребята, а что это за промысел? Вы знаете?

     -(Да, это  хохлома)

     -  А какие цвета используют мастера этого промысла?

     - А какиепредметы украшают хохломской росписью?

     - (Посуду)

     -Назовите элементы хохломской росписи

     - (Травка , ягоды, листья, цветы)

     - Правильно ребята.

- А теперь выбирайте себе по душе промысел и за дело!

( дети украшают силуэты матрёшек, досок , тарелок)

 

Муз.рук-ль : Вот уже и готово! Осталось товары разложить по лоткам и

                      прилавкам. А  скажите ,  для чего людям

                      нужна ярмарка?

- чтобы продать или купить что-нибудь

- чтобы обменяться новостями

- девицы шли себя показать

- а ребята себе невест посмотреть

- а ещё люди шли на ярмарку , чтобы повеселиться да потешиться

 

Муз.рук.-ль: - Ну , что всё готово? Давайте ярмарку открывать!

 ( звучит песня в исп. Л.Николаевой «Золотая ярмарка» , взрослые открывают расписные ворота )

 

Воспит.-ль: - Народ собирается , наша ярмарка открывается!

             ( дети под музыку проходят в ворота раскладывают  свои работы на мольберты, девочки одевают короба с товаром)

ребёнок: - Сюда, сюда, почтенные господа!
                   Кто к нам поспешает –
                  Удовольствие получает!
                  Солнце яркое встает,
                  Спешит на ярмарку народ.
                  А на ярмарке товары:
                  Бочата, ложки, самовары,
                  Поставцы, розетки, чаши.
                  Покупайте товары наши!

( звучит песня « Ярмарка» в исп. ансамбля « Русская душа» - дети исполняют танец «Коробейники», в конце девочки с лотками выстраиваются возле прилавков)

1 продавец. Вот орешки! Хорошие орешки!
                     Вкусные, на меду, давай в шляпу накладу!

2 продавец. Сами мы ставропольские, сельди – астраханские!
                      Давай покупай! Забирай – выбирай!

3 продавец. Кому пирожки, горячие пирожки?
                     С пылу, с жару, гривенник за пару!

4 продавец. Ай да квас, с медком, с ледком,
                      И густой, и забористый!

 5 продавец. Иголки не ломки, нитки, тесёмки,
                       Румяна, помада, кому что надо?

6 продавец. Булавки, иголки, стальные приколки!
                      За один пучок плати пятачок!

Все :            - Тары-бары-растабары!
                       Расторгуем все товары !

( звучит  русская плясовая дети с лотками обходят зал и ставят короба на прилавки )

Муз.руководитель: - В России с давних времён сложилась такая традиция- на  ярмарке строили балаган для представлений .

В них выступали силачи, танцоры , скоморохи и кукольники. А самый любимый кукольный персонаж у народа был Петрушка

– непобедимый , неунывающий весельчак в красной рубахе и колпаке с кистью В своих представлениях Петрушка высмеивал

глупость, жадность богачей, всегда всех побеждал, а людям это помогало верить в то, что несправедливость можно побороть.

А вы хотите посмотреть представление Петрушки?

(на ширме под русскую народную мелодию «Светит месяц» появляется Петрушка.)

Петрушка. -Я Петрушка – веселая игрушка!
                    Ноги дубовые, кудри шелковые!
                    Сам хожу, брожу, шевелюсь,
                    Никого в мире не боюсь!

Подходите ближе , подходите и глаза свои протрите , довольны будете здорово , удовольствия – три короба! Подходите , подходите , посмешки наши посмотрите!

(под музыку на ширме появляется Купец )

Петрушка -  А это кто к нам явился, такой важный и серьезный?

Купец -  Я – купец, в торговых делах удалец!

Петрушка -  А зачем вы на ярмарку пришли?

Купец -  Торговать!

Петрушка -  Воровать?

Купец -  Да не воровать, а торговать!

Петрушка -  А, пировать! Ну, тогда я с вами пойду.

Купец -  Ладно, пировать, так пировать. А у тебя деньги пировать есть? Надо иметь двести рублей.

Петрушка -  Пять гвоздей? Сейчас принесу!

Купец -  Да не гвоздей, а рублей!

Петрушка -  Да не гонял я голубей!

Купец -  Не смеши, Петрушка, людей.

Петрушка -  Просишь меня, побей? С удовольствием! (петрушка берет палку, бьёт купца и приговаривает) Пей, купец, чай, Головой не качай,Над деньгами не трясись,
А с Петрушкою делись! (Купец убегает.)

Петрушка -  Ой, что-то я устал. Потешьте меня, ребята! Спойте песню и сыграйте с усердием на музыкальных инструментах.

(Дети инсценируют русскую народную песню « Где был Иванушка» )

Петрушка – Молодцы , уважили Петрушку! А теперь я проверю , как вы                              

     знаете русские народные пословицы! Ведь пословица – душа и ум русского народа , в ней и к Родине любовь ,

и хвала труду и народная мудрость. Я скажу первые два слова пословицы , а вы продолжите!

- Лес рубят…………( щепки летят)

- Волков бояться….(в лес не ходить )

- Шила в мешке……( не утаишь )

- Сделал дело………( гуляй смело )

- Без труда………….(не вынешь рыбку из пруда )

- Делу время………..( потехе час )  Молодцы ребята!

( слышен топот лошадей )

 Петрушка – А к нам на ярмарку гости пожаловали ! Пошли посмотрим!

( дети  в казачьих костюмах исполняют танец « Грушевские казаки» муз. В.Чернявского , остальные садятся на стулья)

Музрук.-ль: - Здравствуйте , вы кто такие будете?

1 казак :      - Мы казаки удалые , из станицы Грушевской

                       Мои кони вороные а  у Якова гнедой

2 казак :       - Мы пришли к вам торговать

                       Надо нам коней продать!

Воспитатель : - Ну  это надо посмотреть , что у вас за кони, да в деле их проверить .Что ребята проверим?

                ( игра « Весёлые скачки»  муз.В Чернявского )

- Ох и резвые у вас кони , но пора им отдохнуть.

- Смотрите ребята , я лапоточки нашла , а чьи  они отгадайте :

 Ай-люли-люли-люли!
Наши детки в лес пошли,
Лыко собирали,
Да в корзинки клали.

А из лыка наперед
Лапти батюшка сплетет,
Чудо-лапоточки
Для ….. ( Маруси дочки ) Конечно это Марусины лапти , она так спешила на ярмарку что потеряла их!

(  дети исполняют хоровод  на песню « Шла Маруся»в исп. шоу-группы «Улыбка» )                                                          

Воспитатель : ( находит корзину с вертушками)                                                              

- Смотрите ребята корзина с вертушками, да здесь записка (читает)                           

  «спасибо , что нашли мои лапоточки , а эти вертушки вам в подарок.     Маруся» (  воспитатель раздаёт вертушки детям)

Муз.руководитель: - А давайте с ними поиграем! Спокойно вдохнём носом, а выдыхая подуем на вертушки ( делают 2-3 раза в спокойном ритме)              

             Ребята , скажите а какое настроение у вас когда вы дуете на них? (радостное хорошее , весёлое)                                                                                                                                                                                                                     

(под русскую народную музыку «Кадриль» воспитатель вносит самовар)

Воспитатель : - А вот и Самовар Самоварыч , без него никак не обойтись. Он самый желанный гость на ярмарке !

А кто из вас знает поговорки о чае?

дети :   -  Чай пьёшь – здоровье бережёшь.

             - Пей чай беды не знай!

             - С чаю лиха не бывает, а здоровья прибавляет!

             - Чай не пьёшь – где силу берешь?

             - Чай усталость всю снимает, настроенье поднимает!

Муз.руководитель : Повеселились очень дружно.
                                    Подкрепиться всем вам нужно

            Всех друзей на чай зовём       Угощаем ароматным

                                         Вкусным чаем с крендельком!

            Солнце закатилось   -    Наша ярмарка закрылась!

( звучит песня в исп. Л.Николаевой « Золотая ярмарка», дети уходят из зала)

Предварительная работа :

- беседы воспитателя с детьми на темы:

    «Умельцы русских промыслов»

    « Казачество на Ставрополье»

 - знакомство с элементами городецкой, хохломской, гжельской росписи с   

   дальнейшими практическими занятиями.

 - знакомство и разучивание русских пословиц и поговорок

 - разучивание и инсценирование РНП « Где был Иванушка ?»

 - знакомство с народной музыкой  и песней Ставропольского композитора

   В.Чернявского  « Грушевские казаки»

 - разучивание характерных танцев « Коробейники»  « Казачата»

 - ритмопластики « Шла Маруся»

 - цикл бесед театрально-музыкального кружка «Арлекино» по истории 

   театрального искусства:

     « О появлении первых ярморочных балаганах»

     « Зарождение кукольного театра на Руси»

     « О скоморохах и традициях ярмарки»

 

Словарная работа:  ввести в активный словарь детей – «городец» «гжель»      «хохлома» , « традиция» , «звонкая» «веселая» « плясовая».

 

Индивидуальная работа:  активизировать малоактивных детей в словесно-двигательной игре «Добрый день», ритмопластике « Шла Маруся».

  -Праздник Нептуна-

Дата последнего обновления страницы 20.02.2020
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»